Дело "Этники", Краснодар, 2007 г.

Выездная проверка Краснодарской краевой общественной организации Молодежная Группа за Толерантность «ЭтнИКА» превратилась в допрос ее президента Анастасии Денисовой и застопорила работу этой НКО более чем на полтора месяца.

Благодаря совместным действиям многих правозащитных организаций и кампании солидарности инициированная и проведенная с многочисленными нарушениями проверка была досрочно прекращена, но акт о ее проведении «Этнике» так и не был предоставлен. Практически сразу же региональным управлением ФРС, вопреки законодательству дающему возможность для проведения только одной проверки
в течение года, была организована вторая проверка организации.

Подробнее о ситуации:

25 января - в день студента - президент Краснодарской краевой общественной организации Молодежная Группа за Толерантность «ЭТнИКА», занимающейся, в том числе, защитой прав иностранных студентов, преподаватель одного из Краснодарских ВУЗов, подверглась незаконному выездному допросу, в который превратилась плановая проверка общественной организации.

О проверке лидера организации, в нарушение действующего законодательства об общественных объединениях, предусматривающего письменное уведомление за 5 дней до ее начала, предупредили за два дня по телефону, сообщив, что 25 января состоится выездная проверка ФРС, а 6 февраля налоговая проверка. Правда, в день проверки почтовое сообщение о ней было получено. Проверяющие
- опять-таки в нарушение правил - не предъявили документов, зато попросили паспорт Анастасии Денисовой.

Как выяснилось, на выездной проверке присутствовали как лица, которые имеют право проводить проверку - указанные в распоряжении о проверке сотрудники Федеральной регистрационной службы (ФРС) Н.А. Фокина (начальник отдела контроля некоммерческих организаций) и Д.С. Поперека (специалист
того же отдела), так и представители власти, статус которых в этом деле совершенно не ясен. В частности на встрече присутствовали представители ГУВД Краснодаррского края А.П. Стрекалов, а также представитель городской администрации И.В. Попов. Последние активно участвовали в изучении
документации и задавали вопросы, не имеющие отношения к проверке. Документы «посторонним» передавала в руки лично председатель комиссии.

Сотрудник городской администрации произнес пятнадцатиминутную речь о том, как вредно для инвестиционной привлекательности края исследование ситуации соблюдения прав иностранных студентов, проведенное организацией «ЭТнИКА» в 2006 году. И.В. Попов задал ряд вопросов, которые можно расценить как вмешательство в текущую деятельность организации: «Зачем вы выступали на Форуме Разнообразия в Будапеште с презентацией вашего исследования по иностранным студентам - теперь там будут думать, что в крае с этим проблемы. Зачем вы занимаетесь студентами? Вы же сами пишете, что в крае более 120 национальностей. Вот и занимайтесь ими. Вы портите инвестиционную привлекательность Кубани, к чему стремится наш губернатор. Ваше исследование ситуации соблюдения прав иностранных студентов не корректное. Приходите к нам в отдел мы обо всем договоримся, зачем устраивать круглые столы?» Как отмечает, Анастасия Денисова, И.В. Попов, к которому участники организации «ЭТнИКА» ранее обращались за поддержкой при выпуске брошюры по безопасности для иностранных студентов, и прежде рекомендовал активистам «ЭТнИКИ» «уходить из организации».

Представитель ГУВД Краснодарского края интересовался, прежде всего, международными связями организации и ее лидера. Его интересовало: посещает ли Анастасия Денисова в своих поездках по стране и Европе посольства, консульства и дипмиссии, сотрудничает ли она с Госдепартаментом США? С какими международными организациями она сотрудничает? При этом ситуация, явно выходящая за рамки установленные законодательством, регулирующим порядок проверок, более походила на допрос подозреваемого в шпионаже. При этом опрашиваемой не были разъяснены права, не была предоставлена возможность связаться с защитником и пользоваться другими процессуальными правами.

В результате проверки-допроса, длившегося 1,5 часа проверяющие забыли забрать приготовленные для них заранее документы, которые они первоначально запрашивали. При этом они запросили 20 наименований других документов, в том числе таких, которые не существуют. Например, «разрешения на проведение публичных акций», которые в РФ проходят в уведомительном порядке, а также заполненные формы ОН 0003, которые должны подаваться в апреле 2007 года. Кроме того, проверяющие интересовались планами работы на 2007 год, что также противоречит законодательству. И вдобавок ко всему, проверяющие делали свои личные замечания относительно деятельности организации и намекали, что проверка может затянуться на два месяца, что возможно будет препятствовать работе организации.

Данная ситуация была обжалована в Росрегистрацию. Многие правозащитные и гражданские организации, СМИ и отдельные граждане обратились в главную ФРС с запросами о причинах происходящих нарушений. В результате Краснодарское управление ФРС прекратило начатую проверку, но вновь вопреки закону начало новую.

Правовое сопровождение дела осуществляли организации, занимающиеся защитой права на свободу ассоциаций и анализом применения нового законодательства об НКО, в частности в Межрегиональная
Правозащитная Группа - Воронеж/Черноземье, МХГ и МПД. По мнению правозащитников, эта история стала одним из первых и наиболее громких скандалов с применением нового законодательства об НКО. Она вошла в специальные доклады правозащитных организаций и на стол президенту, пообещавшему, что новое законодательство об НКО не создаст препятствий в развитии гражданского общества.